Изменения в конструкции автомобиля при установке газобаллонной оборудования.
Газобаллонное оборудование (ГБО) состоит
из следующих узлов и деталей: заправочного устройства; баллонов газовых
с арматурой; электромагнитного газового клапана; блока высокого
давления; редуктора низкого давления; дозатора газа; смесителя газа;
электромагнитного бензинового клапана; блока управления
электромагнитными клапанами; переключателя вида топлива; манометра
высокого давления; трубопроводов и шлангов.
Баллоны газовые предназначены для хранения и транспортировки сжатого
природного газа и устанавливаются в багажном отделении автомобилей,
использующих сжатый природный газ в качестве моторного томлива. На
легковых автомобилях применяются облегченные металлопластиковые или
стальные баллоны высокого давления.
Баллоны газовые крепятся неподвижно на кронштейнах между арками задних
колес с помощью натяжных лент. Элементы крепления баллонов не позволяют
баллонам опасно изменять свое положение при ударах автомобиля спереди и
сзади.
При установке газобаллонного оборудования (ГБО)
на автомобиль почти ничего не меняется. В разрыв топливной магистрали
вставляется электромагнитный клапан для отключения подачи бензина.
Остальные штатные узлы и детали изменениям не подвергаются, газовое
оборудование является дополнением, которое можно в любой момент
отвинтить и установить, например, на автомобиль соседа. После установки
ГБО автомобиль сможет ездить на двух видах топлива – газе и бензине.
Плюсы у газового топлива по сравнению с бензином. Не только цена, из-за которой обычно ГБО устанавливается.
при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100),
цилиндропоршневая
группа двигателя служит дольше (газ не смывает масло со стенок
цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует более
равномерному сгоранию),
масло можно менять реже, поскольку оно медленнее теряет свои свойства,
гораздо меньше образуется нагара,
менее вредный выхлоп, не возникает проблем с ГАИ по поводу СО.
Минусы. Они тоже есть
необходимость время от времени сливать конденсат из редуктора,
баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны для сжиженного газа, устанавливаемые в нишу запаски
ГБО утяжеляет автомобиль,
необходимость чаще менять воздушный фильтр.
Устройство и работа ГБО
ГБО устроено и работает гораздо проще, чем бензиновая система питания.
Газ хранится в герметичном баллоне, установленном в багажнике.
Устройство, аналогичное бензонасосу, отсутствует по причине ненужности,
газ под давлением поступает в редуктор. Редуктор подогревается
охлаждающей жидкостью из системы охлаждения, в нем газ испаряется и уже
в газообразном виде (так называемая паровая фаза) идет в смеситель
через дозатор. Смеситель это такая железка хитрой формы,
устанавливаемая перед дроссельными заслонками и, как следует из
названия, занимается перемешиванием газа с воздухом, то есть,
приготовлением рабочей смеси или смесеобразованием.
Дозатор–регулировочное устройство. Перед редуктором стоит
электромагнитный клапан для отключения подачи газа. Переключатель
газ-бензин выводится в салон, обычно ставится на штатное место и
фиксируется в трех положениях "газ", "бензин", и "ничего", перекрывая
один или два клапана. При выключенном зажигании оба клапана закрыты.
Некоторые системы выключают подачу газа, если пропала искра.
Правильная эксплуатация автомобиля на газе. Заводиться надо на бензине.
Двигатель заведется и на газе, но мембраны редуктора выйдут из строя
быстрее. Переключаться на газ проще всего на ходу по такой схеме: на
участке дороги без светофоров, пробок и перебегающих дорогу собак
переводите переключатель в нейтральное положение, ждите, когда
выработается бензин из поплавковой камеры карбюратора и двигатель
попытается заглохнуть, переключаетесь в положение "газ". Современные
переключатели это все умеют делать сами, без Вашей помощи. Перед ночной
или просто длительной стоянкой переключитесь на бензин, используя тот
же алгоритм. Периодически (примерно через каждые 1000 км пробега)
сливайте конденсат из редуктора. Операция проста и заключается в
отворачивании гайки (винта или другой какой-нибудь штучки) с
последующим заворачиванием ее обратно после слива. Где именно на вашем
редукторе находится штучка (винт, гайка), выясните у установщиков, у
них же спросите, как регулировать систему.
Наиболее часто встречаемые вопросы, относительно устройства и эксплуатации автомобиля с ГБО:
Вопрос: Правда ли, что после установки газа машина не тянет? Ответ:
По всей видимости, Вы имеете в виду, что при работе на газовом топливе
снижается мощность автомобиля. На самом деле при работе на сжиженном
газе (пропан-бутан) на лучших итальянских системах падение мощности
незначительно 3-5 % по сравнению с бензином при условии чёткой работы
двигателя на бензине. Такая потеря мощности субъективно не ощущается.
Кроме того, существуют два аспекта этого вопроса: часто работа
отечественных карбюраторов на бензине оставляет желать лучшего, и после
установки газа мощность даже увеличивается. В принципе, за счёт более
богатых регулировок газовой системы можно достичь незначительного
увеличения мощности. Однако это приведёт к значительному увеличению
расхода газа и ухудшению экологических показателей двигателя.
Вопрос: Какой запас хода на газе? Ответ:
При установке баллона среднестатистической ёмкости запас хода
составляет на сжиженном газе около 400 км. Однако большинство
автомобилей позволяет устанавливать в них баллон повышенной ёмкости
(без значительных ухудшений потребительских характеристик), которые
обеспечивают автомобилю запас хода только на газе в 1000-2000 км.
Например: для инжекторной LADA 21099 с баллонном 80 л. (и заправочной
ёмкостью 64 л.) составляет 700-750 км.
Вопрос: У меня LADA 2109. Что лучше - поставить смеситель над карбюратором или врезать штуцера в карбюратор? Ответ: Если
верхний смеситель имеет два ввода газа (раздельно на первую и вторую
камеры карбюратора), то с точки зрения эксплуатации на газе показатели
расхода, мощности и экологичности будут примерно одинаковы (разумеется,
при правильной регулировке). Если верхний смеситель имеет один ввод
газа, то показатели расхода и экологичности будут хуже. Однако для
многих отечественных карбюраторов (особенно типа "Солекс") при
установке верхнего смесителя после пробега несколько тысяч километров
(а нередко достаточно и одной тысячи километров) на газе, двигатель
перестаёт работать на бензине или работает с перебоями. Это вызвано
засорением воздушных жиклёров тяжёлыми фракциями газа, неизбежно
присутствующие в нём. При установке штуцеров этой проблемы не
существует, т.к. штуцера устанавливают ниже жиклёров. Правда есть одна
особенность: на карбюраторах с автоматическим подсосом при врезке
штуцеров будут проблемы с запуском холодного и тёплого двигателя.
Вопрос: Какой должен быть расход газа? Ответ:
С точки зрения физики, ввиду различной теплотворной способности расход
пропан - бутановой смеси должен быть больше расхода бензина на 24%
(имеется в виду в литрах). На практике на отечественных карбюраторных
автомобилях расход газа больше расхода бензина на 10-20%. Для
инжекторных машин этот показатель может доходить до 25%. Однако, часто
бывает что расход газа получается такой же, как на бензине или даже
меньше, но это как правило вызвано плохим состоянием карбюратора.
Конечно же, эти показатели получаются только при правильной регулировке
с использованием 4-х компонентного газоанализатора.
Вопрос: Что такое компьютерная регулировка, зачем она нужна? Ответ: Компьютерная
регулировка - это регулировка подачи газа на 4-х компонентном
газоанализаторе. При этой регулировке точно настраивается оптимальное
состояние топливно-воздушной смеси (?=1) на различных режимах работы
двигателя. После этой регулировки: 1. достигаются наилучшие
экологические показатели 2. расход топлива получается минимален Для
инжекторных двигателей, кроме того, точная регулировка
топливно-воздушной смеси крайне важна для уменьшения вероятности
обратного хлопка. Традиционные 2-х компонентные газоанализаторы
практически бесполезны, а при регулировке вручную показатели СО-СН
могут получиться в несколько раз хуже, чем на бензине.
Вопрос: Как переходить с газа на бензин? Ответ:
1) Для карбюраторных автомашин лучше это делать в процессе движения, не
выключая передачи. Для перехода с газа на бензин необходимо перевести
тумблер в положение "бензин" и через 1-2 секунды двигатель будет
работать на бензине. Для перехода с бензина на газ необходимо тумблер
перевести в нейтральное положение и когда двигатель перестанет тянуть
перевести тумблер в положение "газ". Все эти операции можно проводить и
на стоящем автомобиле, но рекомендуется держать обороты двигателя
повышенными (2000-3000 об/мин.)
2) Для инжекторных автомашин, оснащенных автоматическим переключателем,
для перехода с газа на бензин необходимо перевести тумблер в положение
"бензин". Двигатель немедленно начнёт работать на бензине. Для перехода
с бензина на газ переведите тумблер в положение "автомат". Доведите
обороты двигателя до 2500-3000 об/мин. и отпустите педаль газа.
Переключение двигателя на газовое топливе происходит автоматически.